Новости
КАК ПРОВЕРИТЬ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К 1 СЕНТЯБРЯ?
Вот-вот во всех школах прозвенят первые в этом учебном году звонки. Мы тоже готовимся и к торжественной линейке, которая состоится при любой погоде.
Многие родители первоклассников переживают и волнуются. Волнуются, пожалуй, даже больше, чем сами дети.
Главный страх — будет ли ребенку комфортно в школе? Сможет ли он справиться с нагрузкой?
Тестов готовности к школе есть очень много. Один из них — тест Керна и Йирасека, который использовали еще в СССР для диагностики детей в подготовительных группах детских садов.
Простые упражнения, которые ребенок может выполнить за 10-15 минут позволяют оценить развитие мелкой моторики, определить зрительное внимание и координацию. Во время тестирования также можно увидеть, насколько малыш усидчив и сосредоточен.
Протестировать ребенка может любой родитель. Главное — не торопитесь с интерпретацией результатов. И обязательно посоветуйтесь с нейропсихологом или учителем начальных классов, прежде чем принимать какие-то решения.
Тест состоит из 3 письменных заданий.
Задание 1. Изображение фигуры мужчины. Ребенку дается чистый нелинованный лист и набор карандашей. Главное в этом задании - дать четкую инструкцию.
Она звучит так: «Нарисуй какого-нибудь дядю так, как ты умеешь». Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимы. Привлекать внимание ребёнка, комментировать и помогать ему нельзя. Прерывать тестируемого не следует. Он должен сам определить, когда работа будет закончена.
Оценка рисунка:
1 балл - максимальная детализация рисунка, соблюдение пропорций, есть одежда, головной убор. Сам рисунок выглядит объёмно и цельно.
2 балла. Все конечности на рисунке присутствуют, однако они грубо пририсованы к туловищу. Некоторые части тела могут отсутствовать, но на лице обязательно присутствуют все детали. Фигура человека видна отчётливо.
3 балла. Голова и конечности присутствуют. Руки и ноги должны быть объёмными, то есть состоять из двух линий. Рук-чёрточек быть не должно. Какие-либо важные детали потеряны: шея, одежда, ступни ног.
4 балла. Рисунок крайне примитивный. Туловище представлено в виде круга, а руки и ноги — «палочки». Голова непропорционально крупная либо мелкая.
5 баллов. Рисунок больше напоминает каракули. Нет выраженного силуэта. Конечности и другие детали отсутствуют.
Задание 2. Копирование письменного текста
Второе задание теста заключается в копировании простой фразы. Ребёнку вручают нелинованный лист и просят переписать предложенные слова. Текст должен состоять из 2−3 слов. Например, «Жил-был пёс», «Ай да жук».
Тестирующий обращается к ребёнку с просьбой скопировать текст: «Внимательно рассмотри изображение и постарайся его повторить. Я знаю, что тебе может быть сложно». Ребёнку указывают место на листе, где нужно написать текст.
Написав одно слово, он может не рассчитать длину фразы. В таком случае педагог предлагает малышу дописать недостающие слова сверху или снизу. В иных случаях вмешиваться в процесс работы нельзя.
Случается, что в тесте берут участие дети, уже знающие буквы и даже умеющие писать. Большинство таких дошкольников пытаются переписать текст печатными буквами, угадав его содержание. Для таких случаев психологи советуют подготовить фразу на иностранном языке, написанную письменным шрифтом.
Интерпретация результатов
1 балл. Текст скопирован хорошо. Вся фраза легко читается. В ней различимы буквы. Размер их ненамного выше приведённых в примере. Высота прописного символа пропорциональна. Пробелы и связи букв в словах соблюдены. Угол цепочки слов не отклоняется от горизонтального края листа (допустимое отклонение — до 30°).
2 балла. Текст написан хорошо и отчётливо читается. Однако размер символов и их наклон не учтён.
3 балла. Надпись разделена на части, зачастую неправильно. Из всех букв должно читаться по меньшей мере 4.
4 балла. Надпись всё ещё напоминает рукописный текст. Но со всех букв читаются лишь некоторые. Минимальное их количество — 2.
5 баллов. Неразличимые каракули. Ни одна из букв не читается.
Во время выполнения этого задания делают скидку на некоторую усталость ребёнка после первой части теста. Однако перерыв между заданиями не делают. Диагностика готовности ребёнка к школе по Керну предусматривает оценку усидчивости и умения сосредотачиваться на протяжении длительного времени.
Задание 3. Расположение точек в группе
В третьей части теста дошкольнику предлагают перерисовать узор из точек, правильно скопировав их расположение. Дошкольнику дают лист без линеек и ручку. На образце изображены точки, расположенные в некоторой закономерности. Тестируемый получает задание: «Рассмотри рисунок и перерисуй его вот здесь».
Интерпретация оценки за третье задание:
1 балл. Отличное изображение образца. Одна точка может незначительно отклоняться по горизонтали или вертикали.
2 балла. Количество точек и их положение соблюдено. Если некоторые элементы отклонились, зазор между ними не должен превышать 1,5 необходимых.
3 балла. Рисунок внешне схож с предложенным. Число элементов может отличаться. Их не должно быть больше двух десятков или меньше семи штук. Может изменяться и угол картинки. Допускается наклон изображения на любой градус. Размер рисунка не должен вдвое превышать пример.
4 балла. Картинка выполнена из точек, но её контур непохож на приведённый в примере. Размеры рисунка и число элементов приведены неверно. Не должно быть других деталей (чёрточки, круги, полосы).
5 баллов. Не имеющие сходства с образцом линии.
Даже если результаты теста неидеальные, всегда есть возможность помочь ребенку адаптироваться к школе, догнать своих более успешных сверстников. Более того, нет никакой взаимосвязи между результатами теста и дальнейшей успеваемостью ребенка. Тест помогает оценить текущее состояние ребенка и понять, что нужно подтягивать в первую очередь.
Если у первоклассника пока еще неидеальные результаты, то как раз в небольшой школе, где учитель может уделить внимание каждому ученику в классе, ему будет учиться легко, меньше будет стрессовых ситуаций.
Как раз такой подход применяется в Русской Классической Школе: индивидуальный подход, внимание и позитивный настрой учителя помогает детям осваивать школьную программу.
Всем родителям - спокойствия и терпения!