Новости
КАК СОЗДАВАТЬ СИТУАЦИИ УСПЕХА?
Как сохранить у ребенка мотивацию к учебе и познанию? Один из самых действенных способов - это ситуация успеха.
Успех - это не просто безусловная похвала и положительная оценка. Ситуация успеха - это всегда история, в которой есть усилие, увенчавшееся значимым положительным результатом. Например, комплимент - приятен, но он скорее выполняет функцию психологического поглаживания, помогает наладить контакт с ребенком, разрядить атмосферу.
Что можно считать ситуацией успеха?
Ребенок быстрее всех решил задачу, первым правильно ответил на сложный вопрос, сделал аккуратно работу без единой помарки, вчерашний троечник получил твердую пять. Ситуаций, где ребенок может почувствовать как связано усилие и достижение - великое множество.
Все эти обстоятельства вдохновляют, развивают познавательный интерес, поднимают самооценку маленького человека.
И тут важно соблюдать баланс. Избыток похвалы снижает ее ценность. Недостаток позитивной обратной связи снижает мотивацию.
И от чуткости родителей и педагогов зависит - вырастет ли ребенок уверенным в своих силах человеком или у него разовьется выученная беспомощность.
Ситуации успеха стоит отмечать и даже моделировать.
Вот несколько простых, но действенных приемов, которые можно применять и дома, и в школе.
- Похвала
Это самый простой и самый мощный инструмент. Но похвала для закрепления ситуации успеха должна быть заслуженной и подчеркивать усилия ученика.
Например, “Ты уже справился с этой задачей в прошлый раз, сейчас обязательно получится!”, “Ты оригинально решил задачу новым способом”, “Как здорово, что у тебя получилось красиво написать эту фразу!”.
Дома родители могут хвалить ребенка за полезную инициативу или за выполнение своих обязанностей. “Здорово, что вынес мусор!”, “Молодец, ты не забыл убрать посуду в шкаф”.
- Коллективная похвала
Это очень мощный инструмент. Одно дело, когда хвалит только учитель. А если за какое-то серьезное достижение ученику поаплодирует весь класс? Совершенно точно можно встретить овацией победителя соревнований, олимпиады или ученика, который сделал какое-то полезное и доброе дело. Так и в семье можно значимые события и достижения отмечать совместным семейным обедом или досугом.
- Индивидуальное посильное задание
Даже в небольших классах кто-то быстрее поймет новый материал, кто-то будет отставать. Можно раздать детям посильные по их уровню задания, а затем похвалить каждого индивидуально. Еще один прием - дать детям коллективное задание, где заранее распределить обязанности и роль каждого. Например, в 1-2 классе можно на уроках чтения дать детям задание прочитать рассказ по ролям. Тем, кто читает медленно, дать короткие реплики. А тем детям, у которых скорость чтения высокая, дать куски текста побольше.
- Копилка достижений
Ситуации успеха стоит зафиксировать. Например, вести дневник достижений или копилку.
Дневник достижений можно сделать наглядным - например, в виде плаката, на котором отмечать звездочками и солнышками успехи ребенка. Копилку достижений дома сделать еще проще. Заведите красивую баночку или шкатулку и каждое достижение ребенка может быть символически обозначено каким-то предметом - бусиной, наклейкой или просто стикером, на котором записана дата и само достижение. Бывают неудачные и грустные дни, когда такая копилка взбодрит и ребенка, и его родителей.