Новости
МЫ, ДЕТИ ВОЙНЫ, РАБОТАЛИ С ЧЕТЫРЁХ ЛЕТ
Журналист Ирина Геннадьевна Еремина выпустила небольшое интервью в группе Русской Классической Школы с нашим чудесным преподавателем Акселем Оскаровичем Ярвиц.
Аксель Оскарович ведёт у нас дополнительные предметы: электронику, шахматы, шашки, "Умелые руки".
Скромное, но очень содержательное интервью даёт нам (читателям) глубокое понимание отношения к детям таких людей, как Аксель Оскарович, таких преподавателей. В нем только затрагивается воспоминание. Только обозначается путь жизни. Но сразу ощущается сила личности, сила характера, труд и стремление к лучшему.
Приводим здесь интервью, которое мы взяли со страницы Русской Классической Школы в контакте:
Аксель Оскарович Ярвиц занимается необычным делом — даёт ребятам уроки электроники в школе РКШ на Норильской в Екатеринбурге. Это сейчас электроника считается удивительным предметом, а до этого Аксель Оскарович несколько десятилетий учил советскую молодёжь техническим премудростям. Сам он привык трудиться ежечасно — такова судьба ребёнка военных лет.
— Вообще-то я кировский, с Вятки, а по национальности эстонец. Отец погиб на войне. После войны мама захотела лучшей жизни, и мы оказались в Одессе. Так случилось, что я попал в детдом в городе Первомайске. Потом была Абхазия, где я жил среди людей многих национальностей — абхазов, армян, турок, греков, эстонцев. Даже было такое интересное село — Эстонка: в нём жили эстонцы, переехавшие в Абхазию до революции. Там я приловчился к всякому труду. В 16 лет я уже был кузнецом, позже — заведующим клубом, потом выучился на шахтёра, работал в шахте. Мы, дети войны, трудились с четырёх лет. Затем было четыре года на флоте, на Балтике: Рига, Таллин, Вентспилс, Лиепая. Там я окончил эстонскую школу с десятью классами. Таких случаев в армии — один-два.
— Учителя приходили к военнослужащим?
— Нет, по вечерам меня отпускали в увольнительную. В вечерней школе Таллина я занимался год, мне дали аттестат на эстонском языке. После я уехал к старшему брату в Казахстан, год работал электриком на заводе. Потом судьба закинула меня к другу в Свердловск (Екатеринбург), я работал здесь на Верх-Исетском заводе. Какое-то время трудился на станции детского творчества. Там я и узнал от знакомых, что есть православная школа, где я могу быть нужен. Я позвонил её руководителю Ольге Юрьевне Балеевских.
Ольга Балеевских так отзывается об Акселе Оскаровиче: «Это удивительный, уникальный человек, настоящий интеллигент, тщательно подбирающий слова в разговоре, профессионал своего дела, досконально разбирающийся в технике, в играх в шашки и шахматы (он занимается ими с нашими ребятами). Ко всему прочему Аксель Оскарович — талантливый и опытный педагог. Сложные вещи он объясняет очень простым языком — так, что становится понятно даже самому маленькому ребёнку. Надо видеть увлечённые глаза детей на его уроках! Электрическую цепочку у него собирают даже дошкольники! Это восторг».
— Аксель Оскарович, как вы ищете подход к ученикам?
— Опыт педагога у меня — сорок с лишним лет, в своё время я преподавал в железнодорожном техникуме.
— А что вы там вели?
— Вот когда первые компьютеры появились, изучал с ребятами их работу. Сначала у нас был один огромный компьютер, на всю комнату; потом их становилось больше, а размеры уменьшались.
— То есть вы стояли у истоков?
— Да, я видел начало эры компьютерной техники. Помню тот период, когда наши компьютеры сперва ничем не уступали американским. Это были 70-е годы. Но слово «кибернетика» поначалу было ругательством, партийные органы не могли осознать важность этого дела. А потом государство начало внедрять автоматизированные системы управления.
— Как считаете, когда учить детей разбираться в технике?
— Чем раньше, тем лучше. Однажды у меня шестилетний мальчик занял первое место в конкурсе по самоделке, а участникам было от 6 до 16 лет. В нашей школе мы занимаемся ещё не так долго. Но ребята стараются, им это очень интересно, ведь я даю не учебную, а настоящую аппаратуру, которая есть дома, на производстве, в армии, в танках, самолётах, поездах, трамваях, троллейбусах. Они учатся владеть инструментом, пилить, строгать, сверлить, паять. У меня разработаны стенды — таких в России больше нет. С их помощью ребёнок за один урок может собрать настоящую схему. Эти стенды я применяю уже десять лет, работал с ними на детской железной дороге, например.
— Это очень полезное знание. Надеемся, ребята приобщаются к нему не только в школе на Норильской.
— (Вздыхает) Видите, электроника в Екатеринбурге уничтожена. Чтобы ребят по-настоящему учили паять, делать что-то самостоятельно — такого нет. Ни книг, ни журналов типа «Техники молодёжи»... Но есть дорогущее «Лего».
— Зато существуют такие островки...
— Что значит островки? Нам надо всю Россию поднимать!..