Новости
Наша команда
Анна Николаевна Каташук сейчас учительница РКШ у первоклассников в екатеринбургской школе на Норильской. Когда-то, будучи школьницей, она сама выбирала, где будет учиться в старшем звене. Ей пришлось уйти из родной школы, потому что за тройку по черчению её «сослали» в самый отстающий класс. Мириться с этим Аня не стала — пришла и попросилась в ближайшее учебное заведение. Им оказалась школа народной культуры.
— Я пришла туда 1 октября. В то время там преподавали Юрий Михайлович и Юлия Александровна Нестеровы, они стали моими учителями. Именно в этой школе я прониклась народными традициями, стала участницей народного ансамбля, параллельно учась в музыкальной школе по классу фортепиано. Там я почувствовала особую любовь к родному языку и культуре, начала мечтать о филологическом образовании.
После школы я пошла в педагогический колледж на специальность «Учитель русского языка и литературы». Там у нас была очень насыщенная жизнь: мы пели, танцевали, проходили много практики — после первого курса в начальной школе, а затем в среднем звене. Диплом я защищала на материалах обучения пятого класса в десятой екатеринбургской школе.
Но куда же без высшего образования? Потом я поступила на факультет социальной педагогики и психологии РГППУ [Российский государственный профессионально-педагогический университет в Екатеринбурге. — прим. ред.]. Обучение было платное, поэтому параллельно я работала няней в очень хороших семьях и пела на клиросе в храме Екатеринбургской духовной семинарии. Моя первая запись в трудовой книжке — певчая хора храма Трёх Святителей.
— Быть няней — это большая ответственность для молодой девушки.
— Я справлялась. В первую семью меня рекомендовала моя подружка. А что? Образование и опыт есть, детей люблю и понимаю. От этой работы одни плюсы, когда нет собственной семьи, — хорошая зарплата, возможность повидать мир, жизнь чаще всего за городом. Семьи были разные, не всегда православные, но все очень хорошие и порядочные. Дети вырастали, и я шла к другим, меня передавали из семьи в семью. Я оставила эту работу, когда пошла в декрет со своей старшей дочкой Машей. После я одно время работала психологом в начальных классах гимназии и параллельно пела на клиросе в Свято-Троицком храме города Арамиля. Я и сейчас пою там по выходным.
— Работая психологом, вы могли применять религиозные знания?
— Нет. Мы смотрели на готовность детей к учёбе, к поступлению в первый класс. Потом психологи в школе стали не нужны, и нас всех уволили.
В 2018 году я была в храме Рождества Христова на Уралмаше, где в Елисаветинских классах училась дочь моей знакомой. Она рассказала мне о Русской Классической Школе. Недолго думая, я отправилась на семинар РКШ, который проходил в Екатеринбурге в конце 2018 года. Там у меня появилось много знакомых педагогов, мы стали активно общаться. В 2019 году меня позвали работать в одну из частных школ. Я взяла класс девочек и сказала, что буду работать с ними только по РКШ, так как в этой школе обучались кто во что горазд: мальчики занимались по сталинским учебникам, был какой-то общий хаос, родители сами не знали, чего хотели. Я у них и преподавала, и готовила, и полы мыла. В общем, довела я своих девочек до конца года и сбежала оттуда. И тут меня пригласила Ольга Юрьевна Балеевских к себе в школу на Норильскую — вести первоклашек.
— К этому времени у вас накопился уже очень богатый опыт работы с детьми: вы были и няней, и мамой, и психологом, и учителем... Вы ведь можете рассказать о каждом из этих служений. Какие качества должны быть у няни?
— Мне было 17 лет, когда я взяла на себя ответственность за ребёнка. Но я не боялась, просто чётко понимала, как обращаться с детьми. Я отмечала для себя, что родители мне доверяют, видят, что я отвечаю за ребёнка и буду за него горой. Они узнавали обо мне от кого-то, я шла по знакомству, то есть важна репутация и доброе имя. Часто мамочкам была нужна молодая няня, которая успевала бы за ребёнком — дети очень быстро бегают. Ещё надо уметь готовить простую и здоровую детскую еду.
— На ваш взгляд, школьные психологи нужны?
— На огромную школу — несколько психологов… Мы только наблюдали за детьми, делали какие-то выводы. Ещё нас звали, когда случалась какая-то чрезвычайная ситуация, когда учитель не мог справиться. Если происходило что-то с мальчиками, мы звали опытного психолога-мужчину — женщинам мальчишки могут даже не раскрыться, ничего не рассказать. В общем, профессия нужная, но эта работа должна быть выстроена как-то по-другому.
А у нас в школе на Норильской учитель вполне выполняет функцию психолога. Я вижу весь свой маленький класс, общаюсь с ним, всё время на связи с родителями, могу обсудить с ними любую проблему. В программе РКШ очень много моральных моментов, нравственных текстов, которые становятся подспорьем для учителя, чтобы он мог прививать духовную культуру, ненавязчиво учить, наставлять. Это очень важно.
— Что главное для мамы?
— Чтобы мы с детьми слышали друг друга, чтобы было доверие. Я понимаю, что многое в семье зависит от мамы. Если она нервничает, то и вся семья переживает. Если она спокойна, то и в семье всё спокойно. Мама создаёт атмосферу в семье. Поэтому у неё обязательно должны быть минутки отдыха.
— А для учителя что главное?
— Терпение и ещё раз терпение. И нужно беречь себя, чтобы ненароком не выгореть.
— Это когда через сердце всё пропускаешь?
— Да, не стоит принимать всё близко к сердцу, надо пытаться что-то не замечать. Хотя у меня так не получается, я всё через себя пропускаю, думаю... Всё равно у педагога всё идёт через сердце.
Сейчас у меня смешанный класс, 13 человек. Всё системно, понятно, дети очень хорошие. Родители пришли на программу РКШ осознанно, все готовились к школе — большинство ходили на подготовку, кто-то занимался дома. Сейчас для меня самое главное, чтобы ребята слышали учителя, и с каждым днём это получается всё лучше и лучше. А учёба даётся им легко. Все хотят сидеть на первой парте.
— Какими были первые слова родителей, когда вы встретились?
— «Нам Анна Николаевна нравится, а то мы думали, что она не справится с нашей дочерью...» Я, как они считают, справляюсь. Дети мои очень подвижные, громкие, дверь откроешь — влетают роем, их слышно на всю школу.
— Так ведь дети такие и должны быть.
— Да, они все хорошие. Желание учиться у них огромное, бегут в школу, бегут!
— А ваши дети где?
— Старшая Маша приходит в садик на Норильскую. Ей очень нравится, они там рисуют, лепят, танцуют, поют и готовятся к школе по программе Ирины Анатольевны Горячевой. До этого она ходила в обычный садик, там в группе было 27 человек, из них 20 мальчиков. Воспитательница, конечно, эту команду строила строго, а Маша у меня девочка ранимая, мне было её жалко. Здесь же у неё в группе 12 человек, атмосфера добрая, ей очень комфортно.
Вообще, атмосфера очень важна. Мои первоклашки часто называют меня мамой, потому что чувствуют себя как дома, все рвутся отвечать к доске, никто не боится. Какой-то предмет у них выделить не могу — им всё нравится, даже самоподготовка. Они сами полностью выполняют домашнее задание, а дома общаются с семьёй.
Ольга Балеевских так отзывается о новой учительнице: «Анна Николаевна — очень интересный, разносторонний человек. Всем своим первоклассникам она уделяет особое внимание. Каждого видит, каждому скажет ласковое слово, вовремя настроит, интересно и чётко расскажет. Дети с радостью бегут к ней, обнимают. В классе чувствуется своя атмосфера. Это уже не те дети, которые только переступили порог школы, — благодаря трудам и стараниям Анны Николаевны это дружный коллектив. Дети вместе с ней просто расцветают! Очень радуемся, что Анна Николаевна — часть нашей педагогической команды».
Источник: группа разработчиков РКШ