Новости
ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ АРИФМЕТИКИ
В программах Русской Классической Школы активно применяется принцип наглядности в обучении.
Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями. Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древних времен.
Осмыслить и сформулировать принцип наглядности как часть методики обучения смог Я. А. Коменский в XVII веке.
Сегодня, когда нейрофизиология знает о мозге на несколько порядков больше, чем в ученые прошлого, мы видим, что принцип наглядности физически верен и точен.
Глаза человека — самый чувствительный анализатор. Благодаря зрению человек получает бо́льшую часть информации. По разным данным, это 70-80%. Более того, зрительно полученная информация является самой достоверной и лучше запоминается, чем информация услышанная. Именно поэтому в учебном и воспитательном процессах так важна зрительная опора.
К. Д. Ушинский тоже много внимания уделял наглядности и писал в своих работах:
«Наглядность есть необходимое условие самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли. Наглядность же есть и «лучшее, и, может быть, единственное средство» для того, чтобы достигнуть «самостоятельности в упражнениях дара слова. Детская природа ясно требует наглядности. Дитя, начинающее учиться, должно… учиться не только думать, но созерцать и прежде даже созерцать, чем думать. Поэтому обязанность для первоначального обучения учить дитя наблюдать верно и обогащать его душу возможно полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами его мыслительного процесса».
Наглядность важна в первую очередь в точных науках, так как через наглядно-образное представление о таких понятиях, как число, десяток, сотня, сложение, вычитание формируется база для понимания более сложных математических конструкций.
В Русской Классической Школе на уроках арифметики дети работают с палочками. Причем работают сразу с большим объемом палочек, изучая единицы, десятки (пучок палочек из 10 шт), сотни (10 пучков), тысячи.
Когда ребенок видит сразу 1000 палочек и сравнивает их внешне с одной, то внутри формируется понимание величин.
Сейчас первоклассники проходят понятие единицы и десятка. Посмотрите как с помощью палочек можно закрепить эти понятия, соединяя наглядный материл и математическую запись.