Новости
ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ТЕКСТОМ
С первых классов начальной школы в РКШ на уроках русского выделяется отдельный блок - наблюдение над текстом.
Методика лингвистического анализа текста впервые была предложена К.Д. Ушинским в его «Первоначальной практической грамматике». В ней он использовал универсальный способ формирования языкового мышления – наблюдение над явлениями, органически сосуществующими в тексте.
Метод наблюдения над текстом (ННТ) - это одновременно исследование и лексического значения слова, и синтаксиса, классов слов, морфологии, фонетики.
Конечно, дети во 2-3 классе еще не погружаются в особенности лингвистической терминологии. Но суть этих языков явлений изучают через метафоры и простые схемы.
В традиционной школьной программе дети учатся выделять главные и второстепенные члены предложения, находить части речи, затем начинается этап морфологического разбора. Однако этот анализ дается фрагментарно, не комплексно. Суть ННТ - сразу же в одном разборе одного предложения заложить основы разных разделов языкознания.
МЕТАФОРЫ И НАГЛЯДНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Наблюдение и наглядность — по смыслу близкие слова. Мы за чем-то наблюдаем, ГЛЯДим. Наблюдать связано со словом блюсти, у которого одно из значений - охранять, оберегать.
Оберегать ту целостность и структуру, которая уже сложилась в русском языке, следовать правилам.
В уроках по ННТ есть две основные метафоры: дерево и комодик.
Дерево позволяет понять структуру предложения, где ствол - это главные члены, а ветви - второстепенные. Через этот образ легче понять, где и в каком предложении есть основа - ствол. То, без чего не будет ветви.
Например, предложение “Сестры расстелили холст на белом снегу” по дереву распределится так: “сестры” и “расстелили” помещаются на стволе, а остальные слова - на ветвях.
Для наглядности ребенку дается текст, напечатанный на полоске бумаги и ему самостоятельно нужно разделить это предложение на слова и наклеить каждое слово в нужном месте.
В этом упражнении подключается и мелкая моторика (разрезать, наклеить), и пространственное ориентирование (нарисовать дерево, выделить ствол, ветви, расположить слова относительно друг друга).
Следующая метафора - комодик. В каждом ящике комода живут слова одной группы. В самом верхнем - слова, обозначающие названия предметов, затем слова - признаки предметов, слова - значения чисел, слова вместо названий предметов, названия действий, названия признаков действий, служебные слова.
Обратите внимание, в первых классах еще не вводятся понятия “глагол”, “местоимения”, “числительное”, “наречие”. На практике дети не погружаются в теорию, но уже довольно легко научаются слышать и разделять по смыслу и по функциям каждое слово.
Позже уже эти термины добавятся к названиям ящиков и дополнят уже освоенную структуру.
Постепенно материал усложняется, добавляются новые термины, новые понятия. Но через наглядную работу с текстом, через метафоры эта информация усваивается отлично и помогает глубже понимать смыслы текстов.